Жизнь

Как это устроено: Школа исторического танца "Олирна" во Владивостоке

 

Легкий шелест кринолинов, ветерок от пышного веера, постукивание трости. Это дамы и господа Владивостокской Школы исторического танца "Олирна" вышли на прогулку. Их рассматривает изумленная городская публика. Что это за учебное заведение и чему там обучают? На вопросы Инессы Каргиной ответила руководитель танцевальной студии Галина Будникова.

 

Галина, как организовалась танцевальная школа "Олирна"? И какая основная цель обучения, - вернуться назад к истокам императорской России, взять самое лучшее из той эпохи и применить в жизни сегодня?

Об исторических танцах я мечтала с самого детства. Помню, рисовала кринолины, из кофты делала пелерину, а из варежек муфту. Но поскольку в нашем городе не было коллективов, занимающихся историческими танцами, я считаю это чудом, что они появились в моей жизни. И отношусь к ним, как к чуду.

Я вижу, как сильно они влияют на мою жизнь, и как меняют судьбы других. Кавалеры становятся более галантными, мужественными, терпеливыми. А дамы... Как расцветают дамы! Красивая музыка, длинное платье, нити жемчуга, цветы в волосах. Надо видеть, какими женственными и очаровательными они себя ощущают!

Когда я вижу такое преображение, остальное для меня становится неважным, я понимаю, что главная моя цель - вдохновлять людей. Делать так, чтобы они чувствовали себя красивыми, радовались, а те, кто смотрят, задумывались о том, что радует их в жизни и вдохновляет. А отсюда недалеко до мыслей о целях в своей жизни, её смысле и том, что мы можем дать миру.

Если говорить, о том, как появилась школа в нашем городе, то в начале образовался коллектив единомышленников. Мы были готовы проводить занятия и осуществлять проекты, хотя и не знали, в какой форме реализуется наше стремление. А потом мы съездили на I, затем и II бальный конвент, где как раз обсуждали вопросы организации студий исторических танцев по всей стране. И мы попали! Все случилось вовремя :-). Потому что после этого БалКоны уже не проводились.

 

Кто Ваши ученики, много ли молодежи интересуется историей, культурой, этикетом России прошлых веков?

У нас есть возрастные ограничения - 16+. И это закономерно, так как в царской России с этого возраста девушки впервые выезжали в свет, представлялись ко двору, начинали посещать балы. Мы считаем, что взрослым людям мы можем объяснять такие понятия, как "ведение", "следование", понимание себя и своего места в социуме. Верхней границы возраста мы не устанавливаем. На балы выезжали и пожилые дамы и кавалеры, и, конечно, в этом случае их роль на балу была другая.

 

Какие основные танцы ученики разучивают на занятиях, какой самый сложный из них?

Обучение в нашей школе мы ведем по двум векторам: техника и танцы по схемам. К первым относятся, конечно, вальс, полька, шотиш, мазурка. Самые сложные - это импровизации с фигурами в физически сложных, требующих выносливости танцах, таких, например, как мазурка или ампирные кадрили. К относительно простым с точки зрения техники, но интересным в плане схем относятся сиквенсные вальсы, кадрили середины XIX века и более старинные контрдансы.

 

Литературы по историческим костюмам достаточно, а вот по танцам, думаю, немного, где достаете?

Лекции по истории моды более популярны в силу того, что все носят одежду! Каждой женщине приходится интересоваться, что идёт именно ей и какой фасон или цвет выбрать под сегодняшнее настроение.

А вот танцуют у нас пока ещё (!) - не все, в отличие от XIX века, когда танцы были распространены куда больше. Дворяне брали уроки у именитых хореографов и в обязательном порядке учили своих детей красиво двигаться, манерам, умению вести себя в обществе.

И у нас остались книги тех самых хореографов! Конечно, учебники на русском языке у нас ценятся больше всего в силу того, что, в первую очередь мы интересуемся танцами Российской империи. Это пособия Петровского "Правила для благородных общественных танцов", 1825, Харьков); Гавликовского (у него есть отличное пособие для желающих танцевать мазурку); Стуколкина (1890); Максина и других.

 

Сколько примерно занятий нужно человеку, чтобы хорошо научиться танцевать вальс, мазурку или кадриль, и достойно показать себя на балу?

Если у человека на момент первого занятия не было танцевального опыта, то примерно через полгода он сможет посещать балы и более-менее уверенно чувствовать себя в плане техники, понимания сути бального этикета и церемониала, приглашения. Есть танцы, которые мы не даём сразу, а оставляем на второй год обучения, например, сложные ампирные кадрили, мазурку. Но, конечно, все индивидуально и зависит только от желания самого человека.

 

В школе проводят мастер-классы преподаватели из Москвы, например, Ростислав Кондратенко, какими секретами мастерства он делился? И не хотите ли Вы пригласить к себе в гости историка моды Александра Васильева?

Пригласить Александра Васильева было бы замечательно. Он приезжал несколько раз во Владивосток, давал потрясающие лекции, после них люди выходили такие наполненные! Именно поэтому мы и приглашаем педагогов по танцам, такого в нашем городе ещё не было! Хочется зарядиться их вдохновением, любовью к любимой работе, увидеть, что и как делают в авангарде исторической науки танцев нашей страны.

Ростислав показывал вальс в 2 па. Да, есть и такой! Давал множество вариаций связок ампирной техники, мазурку по Петровскому (тому самому учебнику 1825 года), ранние ампирные экосезы, а потом повеселил нас безумным количеством игровых котильонов.

 

При школе работает костюмерная "Дамский салон". Все желающие, которые, например, хотят сфотографироваться в красивых нарядах, могут взять их напрокат. Сколько костюмов у вас, каких исторических эпох, и откуда у Вас вся эта красота?

Можно сказать, нам повезло. Мы заказываем платья у профессиональных портных, тех, кто шьет по точным историческим лекалам. В нашей костюмерной есть платья от Елены Потаповой (Москва), Виктории Французовой (Екатеринбург), Маргариты Скомороховой  (Ульяновск) и многих других знаменитых мастеров. Всех перечислить невозможно.

У нас больше сотни платьев. Во Владивостоке мы предпочитаем сотрудничать с Надеждой Антышевой. Когда заказываешь у неё костюм, видишь такой интерес в глазах, такое мастерство и заинтересованность, скрупулезность в отделке деталей, а это так важно в нашем деле. Количество платьев и мужских костюмов уже приближается к сотне. Сейчас это одна из самых обширных исторических костюмерных в нашем городе. И это не считая аксессуаров: зонтов, цилиндров, тростей, шемизеток и т. д.

Что касается эпох, основной упор мы делаем на середину и начало XIX века - кринолины, так как это основной и первый образ у людей, которые приходят к нам заниматься, и платья эпохи ампир. В нашем городе в силу исторических причин актуален модерн и костюмы конца XIX века. На сохранившихся фотографиях в доме Даттана, семьи Линдгольмов, в альбоме Элеоноры Прей леди и джентльмены одеты в основном именно так. Мы не хотим останавливаться только на этих периодах, у нас в костюмерной есть несколько европейских костюмов периода XV-XVI века.

 

Последний бал, который Вы организовывали назывался  "Карусель цветов", он проходил в Пушкинском театре ТЦ ДВФУ в марте. Поделитесь ощущениями, впечатлениям, довольны ли Вы своими учениками?

Самое главное для меня ощущение, что лично мне было довольно легко делать этот бал. Видимо, за три года мы уже отработали алгоритм организации, каждый член команды знает, что он делает. Это был наш юбилейный Х бал, который мы делали в таком составе организаторской команды.

Могу отметить, что он получился очень красивый. Не то, чтобы там было много людей, а мы мечтаем и о массовых балах, а просто все участники были одеты так, как мы - организаторы хотели. Мы заявляли дресс-код: платья и костюмы середины XIX века. Дамы плывут в пышных кринолинах, кавалеры вынуждены соизмерять каждое своё движение, делая их сдержанными и благородными. Мне понравилось! К тому же мы включили в программу уже по-настоящему сложные танцы. Растём!

 

Кроме балов какие еще интересные мероприятия в Вашем списке?

Чаще всего вспоминаются те выходы, когда нас приглашали на различные городские мероприятия. Это и открытие старого дворика ГУМа, где мы гуляли, делали променад, танцевали. Выступления на праздновании Дня путешественника на площади, участие в фестивале "Владивостокская крепость" (форт Поспелова). Там мы танцевали 5 раз ! Вспоминается выставка "Крыло ветра" в доме-музее Суханова, куда мы предоставляли антикварные и винтажные веера из нашей коллекции.

Мы проводим и званые вечера, и пикники, и фотосессии. Но хочется чего-то такого... Сделать бал для гостей и жителей нашего города, чтобы все могли принять участие, каждый себя почувствовал в той самой атмосфере, каждому было хорошо и радостно. В этом смысле очень памятным был бал "Надежды" на набережной Цесаревича в мае прошлого года. Было просто чудесно! Закат, море, открытая площадка, оркестр и много-много счастливых лиц, которые с таким удовольствием принимали участие в наших танцах!

 

Какие творческие проекты планируете реализовать в ближайшем будущем?

Ближайший наш творческий проект - это традиционный бал на фестивале "Болдинская осень" в Пушкинском театре ТЦ ДВФУ, который вот уже много лет подряд организуется в октябре и декабрьский бал на день рождения театра.

Также проходит проект "Историческая фотосессия", которую мы проводим на базе дома-музея семьи Сухановых и лично нам в этом помогает заведующая музея Славинская Жанна Владимировна. Вообще, мы готовы к сотрудничеству на разных площадках, у нас есть разные формы взаимодействия - и интерактив с гостями, и показательные выступления, и часто нас приглашают просто на променад. В нашем городе это смотрится просто потрясающе - синее море, кружевные зонтики, шелест складок на кринолинах, рука в перчатке у цилиндра...

 

Фото: Александр Трофимчук; Мария Мифтахова; Натали Диес; Оксана Велисевич.

Контакты:

Занятия проходят в Пушкинском театре

телефон: 200-98-77, school-of-historical-dance@yandex.ru

Веб-сайтВК,

Костюмерная "Дамский салон"

 

Инесса Каргина


Выбор читателей

Василий
11:46 17.08.2016
0
1
Школа ИСТОРИЧЕСКОГО танца и так нагло врёт о истории появления исторических танцев в современном г. Владивостоке. Фу. Фотографии сплошной само пиар. У вас что, нету симпатичных дам в красивых платьях, статных кавалеров в мундирах и фраках, прячете? Или сбежали? Галина, научитесь, наконец, выбирать хорошие фотографии в рекламных постах и статьях, хотя бы свои. Нахватали платьев на халяву, так ещё и не поблагодарили, не упомянув кто вас так выручил. Очередное фу. В завершении, не удивляет количество участников на Ваших мероприятиях, судя по фотографиям, с такими то статьями.
Автор
23:07 22.08.2016
1
0
Василий, а Вы о себе расскажите, что из себя представляете Вы и чем занимаетесь, кроме траты времени на сумбурную и бестактную критику? Галантным и воспитанным мужчиной Вас точно не назовешь :-)
Маргарита
12:18 12.05.2017
0
0
А мне статья понравилась, только вот эти ужасные смайлики все портили. Зачем они???