Интервью

Арт-перезагрузка: "Что нам готовит Владивостокская школа современного искусства"?

 

Культурное преображение Владивостока. В столице Приморья успешно функционирует школа современного искусства, где "куются" молодые художники, кураторы, арт-критики и менеджеры в сфере искусства. ВШСИ создана, как для начинающих специалистов, так и для профессионалов. Интервью руководителя ВШСИ Яны Гапоненко.

 

Яна, в сентябре будет год, как школа открылась. Вы идейный вдохновитель ее создания и организатор на протяжении всего этого времени. А кого по сути пришлось вдохновлять, с кем вести  переговоры, чтобы сегодня школа работала? Почему назрела такая необходимость? И где обучались Вы?

Я веду переговоры с потенциальными инвесторами, меценатами, спонсорами и по сей день, а также с практиками в сфере современного искусства.

Конечно, самыми важными переговорами всегда являются ежедневные - с моими участниками школы. И если кого приходится вдохновлять, то в первую очередь - их, но это обоюдный процесс. Студенты - самое главное звено, и без молодых художников, кураторов и арт-критиков не будет изменений во Владивостоке.

Важно сказать, что мы существуем полностью самостоятельно, у нас нет финансовой опоры, нет постоянного инвестора. Я думаю, что в будущем мы встанем на модель софинансирования и привлечем несколько спонсоров.

На данный момент у нас появился один спонсор, который выступил с инициативой поддержать нас в предоставлении средств на материалы для изготовления нашей итоговой выставки по результатам первого года работы ВШСИ.

 

Необходимость школы была и до того, как я подумала ее создать, ведь городу нужны профессиональные кадры отсюда, заточенные под местный контекст, поэтому ехать за обучением на запад страны соблазнительно, но в перспективе нецелесообразно. Лучше мы привезем сюда преподавателей.

Зрителю школа тоже нужна: современное искусство часто нуждается в комментариях, и понимать его гораздо лучше получается, уже имея какие-то знания. Знать историю своей современности - а это весь 20 век - абсолютно нормальная необходимость, желание, потребность любого здорового культурного человека сейчас.

Я увидела спрос у жителей нашего города, когда появился ЦСИ "Заря", в котором я работала с проектом "Арт-резиденция". Мы вместе приглашали художников из разных точек страны и мира для того, чтобы они создавали искусство во Владивостоке, "Заря" продолжает делать это и сейчас, и городу нужна дополнительная просветительская практика.

Конечно, идея школы не могла не возникнуть без моего личного опыта. Переехав в Москву в 2011-м году, я стажировалась тогда еще в центре современной культуры "Гараж", ассистировала образовательный проект "Art texts". Это был трехмесячный интенсив для арт-критиков о том, как писать об искусстве.

Затем я, будучи уже сотрудницей галереи Айдан Салаховой, узнала о наборе в институт современного искусства "База". Я поступила туда, проучилась там около полугода, но это уже дало мне совершенно ясный взгляд на историю современного искусства, я влилась в среду, познакомилась с будущими художниками, молодыми кураторами, с которыми до сих пор профессионально взаимодействую.

Когда я вернулась из Германии (где я стажировалась в одном арт-агентстве), во Владивосток, я проработала в ЦСИ "Заря" почти год и поняла, что настал тот момент, когда у меня есть силы, поддержка от местного сообщества и коллег из Москвы, чтобы начать менять городскую арт-среду.

В первом наборе у нас было всего 5 человек, а первую нашу выставку мы делали в составе трех художников в ноябре 2015-го года. Сейчас у нас 17 человек в группе и несколько проектов, которые готовятся к реализации.

 

У школы, я бы сказала, революционные планы - изменить поколение, привить вкус к искусству. Чего в обучении не хватает нашим вузам?

В Дальневосточном институте искусств (бывшая академия) и в городском художественном училище просто не преподают историю искусства 20-го века. И это свойственно не только Дальнему Востоку. Даже в РГГУ (Российском Государственном Гуманитарном Университете в Москве) она преподается сомнительно, поверхностно, либо не преподается вообще.

То же самое происходит и в Петербурге, история обрывается на каком-то периоде. И нет никакого объективного, четкого, подхода к истории и теории contemporary art. Что касается кадров, преподающих в Институте искусств и художественном училище - это не практикующие в сфере современного искусства люди, другого поколения, склада.

 

Что есть в других городах России и даже мира, а во Владивостоке не развивается?

На Западе гораздо больше коллекционеров, чем в России. Они и образуют арт-рынок, чего во Владивостоке пока нет, он в зачаточном состоянии. Лично я верю, что он когда-нибудь появится. В других городах есть фонды по поддержке современного искусства. В Москве есть прекрасный пример -  фонд "Виктория - Искусство Быть Современным" (VAC), которым руководит итальянка Тереза Мавика. Она очень любит российское искусство и считает нужным продвигать его средствами фонда в Европе. Нам такой ресурс нужен по взаимодействию российского искусства со странами АТР.

 

Много заинтересованных в обучении? Какое направление наиболее популярно - художник, куратор или арт-критик?

Учатся все три направления пока вместе. Со второго года обучения я планирую сузить каждому направлению деятельность и разнообразить наше расписание. Заинтересованных в обучении действительно много. И поскольку у нас нет того самого мецената, мы вынуждены самостоятельно вкладывать в свою свободу знаний. Многих останавливает, я знаю, вот этот денежный вопрос. Ну, и конечно, многим нужны гарантии трудоустройства, либо получения диплома, "бумажки", чтобы вписать в портфолио и предъявлять по требованию работодателя. Над этим я еще работаю. В статистическом плане у нас больше художников - 13 человек. Лишь два куратора и два критика.

 

Что в программе обучения? И если в вузах и училищах она устарела, откуда приглашаете преподавателей?

Программа обучения разнообразная, но пока неполноценная и все еще нуждается в доработке и экспертном совете. Кроме изучения истории и теории современного искусства, участники школы пробуют практиковать арт-менеджмент, проектное управление в сфере искусства, арт-критику, пишут тексты, сами составляют финансовые сметы.

Преподавателей я приглашаю, как правило, уже практикующих в области современного искусства. У нас проводятся встречи с состоявшимися художниками, мастер-классы, портфолио-ревью, презентации, с апреля стартуют еженедельные квартирные выставки.

 

Вы проводите встречи с гуру музейного менеджмента. Кто был в гостях?

Помимо основных занятий, школа проводит открытые уроки - ежесезонные встречи с ведущими специалистами в области музейного менеджмента (в ноябре открытый урок провел Антон Белов, директор Музея современного искусства "Гараж"), управления креативным проектом (в январе открытый урок провела Наталья Чернова, генеральный директор журнала "Interview Russia"), выживанию образовательного медиа в интернете (в феврале открытый урок провела гендиректор "Теорий и практик" (theoryandpractice.ru) Инна Герман), основам общего искусствознания и арт-критики (в марте открытый урок провела московский искусствовед Мария Кравцова, шеф-редактор портала об искусстве Artguide.com и журнала Музея современного искусства "Гараж" "Garage Russia").

 

Часто люди не понимают современного искусства, нужно голову ломать, чтобы докопаться до сути. Поэтому и не ходят горожане на подобные выставки. А вот в галерею 3D картин идут с удовольствием. Во многих городах это поставлено на коммерческие рельсы. Ну, как заставить людей полюбить абстракционизм Кандинского, например?

Никого не нужно заставлять любить. Нет такой цели. Есть цель предложить, выражаясь бытовым языком, ассортимент идей, их визуальных воплощений, ассортимент огромного количества художников и их произведений.

Как решается вопрос того, чтобы повысить посещаемость подобных мероприятий? Зачастую, введением интерактива в выставки или лекции - т.е. элементов взаимодействия со зрителем. Вообще современное искусство сейчас находится в тренде, и поход в галерею на Западе давно приравнивается к походу в супермаркет. Для многих людей это вариант времяпрепровождения.

 

Как к граффити относитесь? В частности, к бомбингу - надписи везде, где только можно. Это искусство или хулиганство?

Конечно, для того, кто это делает, это искусство. Для граффитистов возможность выйти на улицу и оставить свою подпись является выражением свободы и себя. С точки зрения более широкого культурного поля - не уличной субкультуры, а современного искусства - то граффити в нем не занимает никакой ниши, оно же ничего не переосмысляет. Я считаю, что граффити - просто элемент уличной субкультуры, а не искусства, стартовая точка для многих художников, следы первых шагов.

 

Что планируется показать в итоговую летнюю выставку в июле? Какие-то учебные задания, наверняка, нужно выполнить ученикам?

На выставке будут работы художников, которых у нас более 10-ти человек и каждый работает в своей технике. Конечно, самые смелые, я надеюсь, захотят попробовать выразить то, что посчитают нужным в не свойственной для себя форме.

Что касается единой темы - пока она в разработке и, возможно, даже не нужна и наставит ребятам внутренних рамок. У нас много идей, и мы сейчас ищем альтернативные площадки, которые бы не принадлежали привычным выставочным форматам: галерее, музею, центру современного искусства. Нам интересно выводить искусство в контексты других сфер знаний, возможно в неожиданные места.

 

Фото: Вадим Попов, Вероника Стахеева, Анна Чепинога, Анастасия Есауленко, Яна Гапоненко

С апреля ВШСИ устраивает еженедельные квартирные выставки - по понедельникам в самом центре ВладивостокаВК

Контакты:

Страница ВК

Канал Youtube

Инстаграм

FB

эл.почта: vscavvo@gmail.com

 

Инесса Каргина


Нет ни одного комментария, вы можете добавить первый.